Многие молодые мамы после родов и декретного отпуска решают выйти на работу. Но найти подходящий вариант порой не так-то просто. Узнаем, как молодой маме грамотно составить резюме, достойно преподнести себя на собеседовании и суметь совмещать работу с воспитанием ребенка.
Мозговой штурм
Для любой женщины возвращение на работу – серьезное испытание своих профессиональных возможностей. И сопровождается этот этап большой психологической нагрузкой, ведь часто приходится искать новое место для заработка. Женщины с маленькими детьми подходят под категорию нежелательных работников. Причины: большой перерыв в профессиональной деятельности и предполагаемые частые больничные. Да и вряд ли маму можно легко заставить работать сверхурочно. Как получить желаемое рабочее место и избежать самых распространенных ошибок?
Для начала надо удачно пройти собеседование – своего рода турнир между работодателем и соискателем, некий мозговой штурм, счастливый итог которого может сулить хорошую награду обеим сторонам.
Бывает так, что дамы, привыкшие руководить домашним хозяйством, с трудом представляют себе подчинение начальнику. Ведь это мамы привыкли поучать и воспитывать, а не наоборот. Мамы-соискатели берут на себя ведущую роль по проведению переговоров о вакантной должности. Вот первый подводный камень. Сначала мама старается преподнести себя в лучшем свете, говоря о себе без умолку, а затем начинает закидывать принимающую сторону вопросами о компании. Работодателю достается неприятная роль: на него обрушивается поток информации, возможно не всегда для него полезной, а затем он, руководитель предприятия, сам невольно превращается в студента, который вынужден держать экзамен по истории его же фирмы, финансовому состоянию дел на данный момент и т. д. Босс вынужден говорить о перспективах и будущих планах, разработку которых он рассчитывал возложить как раз на нового приглашенного сотрудника.
Даже если вы обладаете многочисленными достоинствами, опытом, всегда надо помнить, что вы – наемный работник, что, в итоге (даже если вы идете на руководящую должность), координировать вас будут все-таки владельцы фирмы, а не наоборот.
Женщина, родив ребенка, становится ответственной и более зрелой эмоционально, что важно для работы!
Расставьте приоритеты
На интернет-сайтах по поиску работы, в глянцевых журналах и газетах по подбору персонала тема успешного прохождения собеседования хорошо и многократно освещена. Но там даются скорее технические советы. Например, как писать резюме и как себя грамотно подать на интервью с потенциальным шефом или кадровиком. Мы советуем перед тем, как идти на переговоры, разобраться в собственных желаниях. Если ты плохо знаешь себя, как же ты сможешь хорошо рассказать о себе?
Почему человек так волнуется перед собеседованием? Потому что данное интервью – очередная оценка его способностей и возможностей. Соискатель желает понравиться – это во-первых. Во-вторых, хочет, чтобы и ему, в свою очередь, подошла новая должность. Человека волнуют также новые обязанности, коллектив, место расположения офиса и зарплата.
Расставьте для себя приоритеты. Что же все-таки для вас важнее? И благодаря этим выводам уточняйте наиболее интересующие вас аспекты будущей деятельности. Например, многих людей интересует такой, незначительный с точки зрения работодателя, фактор, как будущее рабочее место. Оно должно быть комфортным. Большая часть дня проводится на работе, и если сотрудника будет раздражать плохо работающий компьютер, неудобный стул, духота и прочие побочные явления офисных помещений, то результат деятельности от этого очень пострадает. В таком случае новичку будет сложно сосредоточиться, он будет чувствовать дискомфорт и утомление. Он не сможет эффективно использовать свои ресурсы, если будет ограничен в консультациях коллег, если у него не будет возможности спросить совета для правильного выполнения задания.
Все эти факторы могут привести к нежелательным последствиям. Обычно человек стремится извлечь выгоду из любого положения. В итоге, если ему не предоставлены нормальные условия для работы, его основным занятием может стать поглощение бесплатного кофе и увлекательное путешествие по просторам Интернета. Работник любого звена должен ощущать себя значимым и уважаемым членом коллектива, тогда его признательность будет искренней, а работа будет выполнена более продуктивно.
Но не стоит уже на собеседовании требовать себе отдельный кабинет. Вежливо выясните, какие нормы рабочего распорядка приняты на данном предприятии, и оцените их.
Долой шаблоны!
Что же надо предпринять, чтобы успешно пройти собеседование? Начнем с резюме.
Создание резюме – это важная творческая работа каждого соискателя. Попробуйте отойти от шаблонного плана. Для начала можно ознакомиться с основными пунктами, которые обязательны для краткого представления на бумаге вашей личности.
- Набросайте на черновике основные этапы своего профессионального становления.
- Отметьте образование, курсы, тренинги.
- Укажите прочитанную за последние месяцы литературу по повышению вашей квалификации. Предпочтителен тот сотрудник, который всегда продолжает учиться и совершенствоваться. Естественно, сведения должны быть правдивыми, так как вашу компетентность в заявленном вопросе легко проверить.
- Помните о том, что резюме должно быть человечным, живым. Несмотря на то, что вас не видели, не слышали вашего голоса, не наблюдали, как виртуозно вы обращаетесь с компьютерными программами и отчетами, должны выбрать именно вашу кандидатуру из общего потока. В воображении читающего должен нарисоваться яркий и, самое главное, запоминающийся портрет соискателя. Это первое заявление о себе, которое может либо дать начало переговорам, либо будет отложено в стопку заурядных биографий многочисленных претендентов.
- Будьте смелее, и помните о том, что краткость – сестра таланта.
- Резюме должно быть емким, но не должно выглядеть бесконечным сочинением на шесть страниц в свободной форме. Читать подробные повести о жизни и приключениях неизвестных персонажей в рабочей обстановке в качестве каждодневной обязанности утомительно для кадровика.
- Соблюдайте структурность, четкость и последовательность.
И еще: после отправки по электронной почте или факсу письма с резюме, обязательно уточните, получено ли оно по назначенному адресу. И ждите приглашения! Если ответа все нет и нет, перезвоните и выясните, есть ли смысл вообще его ждать.
Предупрежден – значит вооружен
Так как вы проникаете на новую территорию, где придется держать ответ с достоинством, хорошо бы заранее подготовиться. Сейчас существует много возможностей для сбора информации о компании, где вы хотите в будущем трудиться.
- Постарайтесь быть максимально в курсе всего там происходящего. Ваша осведомленность должна быть тактичной.
- Предлагайте оптимистичные решения существующих проблем, но не переусердствуйте, чтобы не выглядеть взбалмошным революционером.
- Говорите не о себе как о спасителе, а о компании в целом как о едином организме. И попытайтесь примерно обозначить пользу, которую вы можете принести.
- Направляйте свои действия не на разрушение старых порядков, а на увеличение продуктивности предприятия.
А работодателю, в свою очередь, будет очень приятна ваша информированность, ведь она свидетельствует о вашей высокой заинтересованность в общем деле.
Внутренний комфорт
Итак, вам позвонили. Обстоятельства могут сложиться по-разному. Может светить солнце, будет хорошее бодрое настроение, и при таком раскладе, скорее всего, все сложится удачно. А бывает и так, что вам предлагают прийти по такому-то адресу, а вы, как назло, заболели. Или надо отвезти ребенка на дачу, и к вечернему свиданию с работодателем вы будете себя чувствовать, как выжатый лимон. В данной ситуации лучше попросить перенести встречу. Почему? Потому что беседа будет однократной, и если вы будете не в форме, то произведете неблагоприятное впечатление. Сейчас все чаще встречаются многоуровневые собеседования, но это лесенка, по которой всегда надо взбираться наверх. А если вы споткнетесь на первой же ступени, ни о каких других уровнях, скорее всего, вы даже не узнаете. Будущего работодателя не должны волновать ваши личные проблемы. И лучше ему о них не слышать еще долгое время.
Собираясь на собеседование, настраивайтесь на позитивный лад. Вспомните о своих маленьких и больших победах, об удачных сделках и вовремя сданных отчетах. Начать можно с пятерки по невозможно сложному экзамену, который вы блестяще выдержали лет десять назад. Вы будете излучать спокойную уверенность в себе, и работодатель обязательно захочет приобрести в свою команду такого интересного игрока, как вы.
Внешнее впечатление
Каждой должности присущи определенные обязанности за известную сумму вознаграждения. Если вы решились резко повысить планку своих доходов, то должны уже сегодня выглядеть на желаемую зарплату, потому что всегда встречали и будут встречать по одежке. Вы должны выглядеть естественно в дорогом костюме, возможно, купленном на одолженные деньги. Да, это ваша инвестиция в будущее. Презентабельная внешность стоит далеко не на последнем месте при приеме на работу. Представитель компании – это живая визитная карточка на выставках, конференциях, официальных приемах и тому подобных мероприятиях. И потом давно известно, что людям с приятной внешностью лучше удается войти в доверие, а тем самым извлечь для своей фирмы определенные выгоды. Например, на деловых переговорах при подписании контракта необходимо заверить потенциального партнера в успешности вашей компании. Это будет гораздо легче сделать, если респондент будет наблюдать своего собеседника как явно преуспевающего в жизни человека. А информацию эту читают и по внешнему облику тоже. Поэтому, собираясь на собеседование, лучше заранее узнать дресс-код на данном предприятии, чтобы выгодно вписаться в обстановку уже на первой встрече.
Что же касается наличия маленького ребенка, то и этот факт можно обыграть как безусловное достоинство своей личности. Рождение и воспитание ребенка дают женщине зрелость и уверенность в себе. Шефы, как мужчины, так и женщины, воспитаны на тех же ценностях, что и мы, и вполне могут принять решение в пользу женщины, имеющей ребенка. (Тем более, что оплачивать отпуск по уходу за новорожденным работодателю уже не придется!) Так что давайте гордиться своим материнством и расти профессионально, чтобы потом детишки гордились нами.
Читайте также: