ФОМИН Николай Егорович – первый проректор Мордовского государственного университета, кандидат физико-математических наук, профессор
Ориентируемся на фактическую востребованность выпускников
Предприятия и организации должны планировать, сколько и каких специалистов им потребуется через четыре-пять лет. Но на деле далеко не каждый работодатель в состоянии дать ответ на эти вопросы. Как в такой ситуации быть вузам? Как определить потребности рынка труда?
Свое мнение по этому поводу высказывает Николай ФОМИН, первый проректор-проректор по учебной работе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
Наш университет комплексно взаимодействует с организациями и предприятиями. Это предполагает опросы руководящего состава, организацию производственной и преддипломной практики студентов, подготовку дипломных проектов по заказам предприятий, защиту дипломных проектов с участием представителей работодателей, прием студентов на целевые места под конкретную потребность экономики региона.
Однако в условиях быстро меняющихся требований к знаниям, умениям и компетенциям специалистов, вариативности рынка труда, работодатели, как правило, не готовы выстраивать прогнозы потребности в кадрах, в связи с чем вузу довольно трудно ориентироваться в том, сколько и каких специалистов потребуется экономике и социальной сфере региона. Каков же выход из создавшегося положения?
Потребность рынка труда мы выявляем, исследуя фактическую востребованность выпускников, анализируя динамику изменения показателей трудоустройства, выявляя ее тенденции и закономерности.
Исследования проводим регулярно, через год после выпуска специалистов. Особенностями исследований являются:
- величина выборки (от 80 до 95 процентов выпускников), что обуславливает достоверность данных;
- использование метода «прямого» сбора данных, предполагающего беседу непосредственно с респондентами и исключающего из этого процесса заинтересованные деканаты и кафедры, что определяет объективность полученной информации;
- трехкратный сбор данных, который позволяет оперативно, систематично и в полной мере отслеживать происходящие на рынке труда изменения.
Так, в 2009 году объем общей выборки выпускников, закончивших специалитет, составил 2791 человек – 92 процента от выпуска специалистов, обучавшихся очно. Это обеспечивает валидность исследования и с большой степенью вероятности позволяет экстраполировать результаты на весь выпуск специалистов данной формы обучения.
Для комплексной оценки трудоустройства выпускников отслеживается динамика пяти наиболее существенных показателей занятости, а именно:
- общая занятость,
- трудоустройство по специальности,
- трудоустройство не по специальности,
- официальная безработица (число состоящих на учете в городских и районных центрах занятости населения),
- выезд за пределы республики (табл. 1).

Кроме основных показателей занятости, анализируются:
- доля выпускников, получающих второе высшее образование и неработающих;
- доля призванных в ряды Вооруженных Сил;
- доля находящихся в декретном отпуске;
- доля нетрудоустроенных, не состоящих на учете на бирже труда.
Трудоустройство выпускников по специальности является одним из важных показателей востребованности подготовленных вузом кадров и удовлетворенности работодателей качеством образования. В 2009 году этот показатель, в целом по университету, составил 57,9 процента. По сравнению с предшествующим годом, он уменьшился на 3,4 процента (рис. 1), а по сравнению с 2007 – на 5,4 процента. Это обусловлено влиянием кризиса на рынок труда страны и республики. Но, в связи с намечающейся тенденцией выхода экономики из кризиса, во второй половине 2009 года и первой половине 2010 года темп уменьшения замедлился.

Если сравнивать данные по трудоустройству по специальности с общероссийскими, то получается такая картина: до кризиса, в среднем по России, устроились на работу по своей специальности, по разным оценкам, от 30 до 50 процентов выпускников российских вузов. А согласно исследованию Super Job, одного из обладателей информационных Интернет-ресурсов, и исследовательских центров рынка труда РФ, проведенному в сентябре 2009 года и охватившему более 2300 респондентов из всех регионов России, работают по специальности 40 процентов выпускников вузов. В этот же период показатель трудоустройства выпускников университета по специальности составил 60,2 процента, что на 20,2 процента выше, чем в среднем по стране.
Показатель трудоустройства по профилю подготовки более информативен по отношению к факультетам и институтам (табл. 2).

На протяжении последних пяти лет в рейтинге структурных подразделений университета ведущие позиции занимают медицинский институт, где по специальности трудоустроились 89 процентов выпускников, юридический факультет – 69,6 процента, архитектурно-строительный – 70,2 процента, экономический – 55,6 процента, факультет электронной техники – 68,8 процента. Относительно низкие показатели, находящиеся во второй половине рейтинга, имеют историкосоциологический институт – 32 процента, географический – 40,3 процента, светотехнический – 53,8 процента и филологический факультеты – 48,3 процента.
Следует отметить, что в 2009 году впервые за последние семь лет нарушилась тенденция увеличения доли выпускников бюджетной формы обучения, выехавших для трудоустройства за пределы республики (рис. 2).

По данным исследования, проведенного Российским центром содействия трудоустройству выпускников в апрелесентябре 2009 года, доля выпускников, выехавших за пределы республики для трудоустройства, за два-пять лет после окончания вуза составляет 24 процента.
Изучение процессов трудовой миграции в различных социальных группах показывает, что доля выезжающих для трудоустройства мужчин (26,7 процента) превышает долю выезжающих женщин (21,4 процента). «Активистов» среди выехавших больше, чем «неактивистов» (25 и 21,8 процента соответственно). Отличников меньше, чем неотличников (20,2 и 25,8 процента). Среди выбывших 20,2 процента – уроженцы Саранска и 31,5 процента – представители районов Республики Мордовия.
Таким образом, в условиях кризиса в наиболее тяжелом положении на рынке труда оказываются выпускники вузов, не имеющие опыта практической профессиональной деятельности, с одной стороны, и не владеющие навыками поиска работы и эффективного трудоустройства, с другой. В подобных условиях вузам необходимо шире внедрять систему содействия трудоустройству подготовленных ими кадров, включающую мероприятия по анализу рынка труда и мониторингу востребованности выпускников, поиску вакансий, ведению баз данных выпускников, внедрению в учебный процесс курсов «Технологии трудоустройства», организации индивидуальных профориентационных консультаций, участие в программах дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.